Назад к списку

Экономим на персонале

        Нет никакого сомнения, что основными слагаемыми успешности любого бизнеса являются: прорывная идея, личность руководителя как главного идеолога и драйвера развития и хорошая работоспособная команда профессионалов.Безусловно, влияют и другие факторы: объем вложенных средств, развитость рынка, связи и проч. Но эти факторы ситуативные и влияют в большей или меньшей степени. А идея, личность руководителя и рабочая команда – всегда.И если по первым двум факторами обычно споров нет, то о степени влияния на успех начинания сотрудников дискуссии возникают. А как же предприниматель, работающий в одиночку, этакий «человек-оркестр»? Если бизнес невелик, нет лишних средств для развития, то невозможно, да и не целесообразно нанимать целую команду сотрудников.


Логика у этого утверждения есть. Но давайте откроем реестр субъектов малого бизнеса. Большинство индивидуальных предпринимателей и не малая часть организаций – это «микропредприятия». И это не просто определение статуса субъекта малого бизнеса. Правила их функционирования, права, обязанности и ответственность аналогичны правилам для больших и многопрофильных компаний, естественно, с определенной долей упрощения. В любом предприятии есть функционал руководителя – определяющий стратегию и тактику развития, представляющий предприятие перед контрагентами и контролирующими органами; есть функционал так называемого административно-управленческого персонала (АУП): бухгалтер (фиксирующий факты хозяйственной деятельности, выдающий информацию о результатах деятельности для анализа руководителю и собственнику предприятия, подготавливающий отчетность для фискальных органов), юрист (отвечающий за правовую составляющую деятельности – договорную, претензионную, судебную работу, мониторинг законодательства и т.п.); специалист по кадрам (прием, движение, увольнение сотрудников) и т.п. Есть функционал, который назовем в целом - рабочего персонала – то есть непосредственно занятого в основном процессе работы (название, понятно, условно). Внутри этих функционалов профессии, должности и количество сотрудников – зависит от вида бизнеса и степени его развитости. Но в любом, даже самом малом бизнесе, элементы этого есть обязательно.И перед предпринимателем всегда встает выбор – нанимать персонал, либо решать все проблемы самому. Одной из главных ошибок такого собственника-руководителя будет принятие решения делать все самому. Причины могут быть разные: неумение набирать кадры с рынка, боязнь передоверить работу другому человеку (он не сделает так хорошо как я!), нежелание платить регулярно зарплату наемным сотрудникам, наконец – недостаток финансов для этой зарплаты! Такое решение с большой долей вероятности ведет молодой бизнес в тупик. Либо этот собственник-руководитель-работник забрасывает в конечном итоге как не приносящие прямых доходов сервисные функции АУП. При этом, отсутствие кадровика при отсутствии работников, конечно, обосновано, а запущенная бухгалтерия и юридическая сторона неминуемо со временем приведут к весьма негативным последствиям. Кроме того, законодательство и правоприменение постоянно меняются, уследить за этими изменениями неспециалисту достаточно сложно. Перекос в эту сторону отнимает силы от главной цели бизнеса - собственно зарабатывания денежных средств (и в том числе на развитие самого бизнеса). Как следствие – развитие бизнеса тормозится. Какое-то время (и достаточно долгое) такие кампании, конечно, могут существовать. Но они практически не развиваются, не накапливают ресурсов, не выстраивают СИСТЕМУ бизнеса. Как следствие – очень уязвимы для разного рода негативных факторов, начиная с потери трудоспособности этого единственного работника-руководителя при болезни, выдавливания из бизнеса более мощными и удачливыми конкурентами до претензий со стороны контролирующих государственных органов в результате запущенной бухгалтерии и проч.

      Какой же выход у такого собственника-руководителя «микропредприятия»?А выходов несколько.1) Напрячься, нанять полноценный штат персонала, а самому бросить все свои силы непосредственно на развитие своего бизнеса. Вариант идеальный, кроме самого главного – очень затратный. БОльшая часть «микропредприятий» себе просто не могут такого позволить. 2) Какие-то функции (к примеру, часть функционала юриста), взять на себя, пока они не отнимают СЛИШКОМ много времени, Возникающие юридические вопросы, слишком сложные для собственного решения – обращаться разовым порядком к внешнему юристу (не принципиально – «шабашнику» или работающему официально в юридической компании). Бухгалтерию отдать – «знакомому» бухгалтеру-«шабашнику» («работать тут пока немного – неважно»). Как вариант - что-то делать самому, а обращаться разово за заполнением отчетности. Самый слабый вариант, и не факт – что самый дешевый. Бухгалтер может быть и опытным, и даже взять за свою работу совсем недорого, для него это всего лишь подработка, но именно это и есть самое слабое место. Для «шабашников» ваша работа – всего лишь незначительный (и по степени важности и по размеру дохода) приработок, да и уровень ответственности такого специалиста – минимальный. Его квалификация далеко не всегда соответствует поставленным задачам.Это два полярных варианта решения проблемы. Неким средним будет:3) Заключение договора со специализированной компанией или индивидуальным предпринимателем (аутсорсинг). Этот вариант наиболее выгоден небольшому бизнесу и решает почти все вышеуказанные проблемы:- как правило, аутсорсер имеет несколько клиентов, практика его более обширна, чем это был бы работник одного лишь вашего предприятия - договор официальный, степень ответственности по нему предусмотрена гражданским законодательством (даже если подробно не прописана в самом договоре), при этом отсутствуют многочисленные социальные гарантии трудового договора с работником;- как правило не требуется вкладываться в создание и поддержание рабочего места (мебель, техника, программное обеспечение), регулярное обучение персонала;- нет необходимости начислять на зарплату работника страховые взносы, увеличивающие на треть собственно размер выплат. Перечисляется только сумма, оговоренная договором, свои налоги аутсорсер выплачивает сам. Есть и определенные нюансы. Договор с крупной аутсорсинговой компанией, давно работающей на рынке, может быть более надежен, у них больше персонала, практики. Правда, часто, такой договор более дорогой (им надо поддерживать свою инфраструктуру), а при обсуждении цен они совсем не гибкие, важность вас как небольшого клиента, одного из множества для такой компании весьма незначительна, с соответствующим подходом и курирующего ваш договор специалиста. И даже если у них очень четко выстроена система работы (что бывает не всегда) – вы это отношение будете постоянно чувствовать. Если же вам в такой компании предлагают очень дешевый по цене договор – это тем более должно вызывать подозрение: либо нагрузка на персонал там слишком большая, либо постоянная занятость специалистов сделает ваше общение с ними некомфортным. В любом случае вы в принципе не получите того за чем обратились – квалифицированного и комфортного помощника в развитии ВАШЕГО бизнеса.

       Более перспективным будет заключение договора с небольшой компанией (это может быть юридическое лицо и даже индивидуальный предприниматель в единственном числе) – тут можно обсуждать и разумную цену договора и держаться за вас как за клиента будут однозначно. На что тут обратить внимание: - практический опыт курирующего специалиста (особенно в небольших фирмах, где не всегда четко отработаны бизнес-процессы личность и практический опыт специалиста выдвигаются на первый план); - наличие других клиентов / нагрузка на специалиста – дело даже не в перегрузке, как в крупных аутсорсинговых компаниях, а в наличии разностороннего практического опыта у специалиста, либо опыта в определенных сферах (если ваша сфера деятельности требует особенного подхода);- неплохо бы узнать рекомендацию о фирме или о самом курирующем специалисте, причем лучше не только из отзывов, официально размещенных на сайте компании (хотя и это не плохо), а у кого-нибудь из клиентов. Попросите телефон, по степени готовности его вам предоставить поймете, не боятся ли реальных отзывов об их работе. Можно и не звонить. Единственно, что хотелось бы добавить: если узнавать рекомендации именно о специалисте не слишком следует доверять объективности отзывов с предыдущих мест работы, особенно от руководства. Заключение договора на обслуживание с аутсорером, при правильном выборе, сэкономит затраты, поможет избежать многих проблем, возникающих на этом пути, сбережет силы собственника-руководителя на развитие непосредственно своего бизнеса.